Учитель - логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых, специализирующийся на речевых отклонениях с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. |
|
Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Рабочей программы по Логопедии, разработанной на основе Основной образовательной программы начального общего образования, адаптированной обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения». Наличие у школьников отклонений в речевом развитии является серьёзным препятствием в усвоении учебной программы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий. Место логопедических занятий в учебном плане Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 дополнительного – 7 классов, имеющими различные речевые нарушения. Занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 17 мая) 3 раза в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической подгруппы. Первые и последние две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября, с 17-го по 31-е мая) отводятся для обследования устной и письменной речи обучающихся, мониторинг речевого развития и комплектования групп, которые будут заниматься в новом учебном году. Расписание логопедических занятий составляется с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуально, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия составляет для учеников 2-7 классов– 40, индивидуального – 20 минут. 1 дополнительный и 1 классы- длительность занятия рассчитывается с соблюдением дополнительных требований: - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре - декабре - до 35 минут; январь - май - до 40 минут). Цель логопедических занятий в школе: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении. ФГОС предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по чтению, русскому языку, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в школе. Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:
Своевременная помощь обучающимся с недоразвитием речи в общеобразовательной школе осуществляется комплексно целым рядом специалистов. |
|
|
Кабинет учителя-логопеда оснащен современными пособиями, интерактивными коррекционно-развивающими и диагностическими комплексами, что позволяет эффективно строить коррекционно-развивающую работу даже с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. |
Основные нарушения, с которыми учитель-логопед работает в школе: | |
|
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Подробнее об ОНР Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. Подробнее о дислалии. Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Подробнее о дизартрии. Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Подробнее об алалии |
![]() |
Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Подробнее о дислексии |
![]() |
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Подробнее о дисграфии Дизорфография– это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Подробнее о дизорфографии |
![]() |
Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Структура, содержание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильных и затормаживании неправильных навыков с помощью специальной системы педагогического воздействия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях. При их подготовке и проведении логопед должен: — сформулировать тему и цель занятия; — определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; — постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям; — разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; — учитывать зону ближайшего развития ребенка; — осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; — кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям; — использовать разнообразный и красочный наглядный материал; — уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала. Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения. Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. На занятиях логопед большое внимание уделяет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком. Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения детей. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОВЗ развитие памяти, внимания, мышления, воображения — обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия. У детей с ОВЗ наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой. Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести: • развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов; • формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); • развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа; • совершенствование лексико-грамматических конструкций; • развитие неречевых психических процессов; • развитие мелкой моторики пальцев рук. При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интересную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети. При составлении конспекта занятия, продумывания его содержания следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражнений на развитие психических процессов необходимо учитывать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны включать отрабатываемый звук. |
![]() |
Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков. В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать. В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука. Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъявлять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, теми, устойчивость перехода от одного движения к другому. |