ОГКОУ "Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения"
г. Фурманов Ивановская обл.
  • Страница учителя-логопеда

    Учитель - логопед  – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых, специализирующийся на речевых отклонениях  с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата, органов слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

     Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Рабочей программы по Логопедии, разработанной на основе Основной образовательной программы начального общего образования, адаптированной обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения».

    Наличие у школьников отклонений в речевом развитии является серьёзным препятствием в усвоении учебной программы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

    Место логопедических занятий в учебном плане

    Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 дополнительного – 7 классов, имеющими различные речевые нарушения. Занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 17 мая) 3 раза в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической подгруппы. Первые и последние две недели учебного года ( с 1-го по 15-е сентября, с 17-го по 31-е мая) отводятся для обследования устной и письменной речи обучающихся, мониторинг речевого развития и комплектования групп, которые будут заниматься в новом учебном году.

    Расписание логопедических занятий составляется с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

    Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуально, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия  составляет  для учеников 2-7 классов– 40, индивидуального – 20 минут. 1 дополнительный и 1 классы- длительность занятия рассчитывается с соблюдением дополнительных требований: - использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре - декабре - до 35 минут; январь - май -  до 40 минут).

    Цель логопедических занятий в школе: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

    ФГОС предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по чтению, русскому языку, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в школе.

    Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

    • профилактика речевых нарушений;
    • логопедическая диагностика;
    • коррекция речевых дефектов;
    • формирование всех сторон (компонентов) речи;
    • развитие невербальных психических функций;
    • развитие эмоционально – волевой сферы;
    • формирование нравственных установок ребёнка

    Своевременная помощь обучающимся с недоразвитием речи в общеобразовательной школе осуществляется комплексно целым рядом специалистов.

    Кабинет учителя-логопеда оснащен современными пособиями, интерактивными коррекционно-развивающими и диагностическими комплексами, что позволяет эффективно строить коррекционно-развивающую работу даже с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

    Перечень оснащенности кабинета учителя-логопеда № 35. 

    Паспорт кабинета учителя - логопеда № 35

     Основные нарушения, с которыми учитель-логопед работает в школе:

     

    Общее недоразвитие речи (ОНР)  – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.  Подробнее об ОНР

    Дислалия  – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. Подробнее о дислалии

    Дизартрия  – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Подробнее о дизартрии. 

    Алалия  – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. Подробнее об алалии 

    Дислексия  – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Подробнее о дислексии

     

    Дисграфия  – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.  Подробнее о дисграфии 

    Дизорфография– это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов.  Подробнее о дизорфографии 

    Логопедические занятия — основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи. Обучение правиль­ной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.

    Важное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Структура, содер­жание и форма проведения таких занятий — основная тема предлагаемого пособия.

    Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий.

    Сущность логопедического воздействия заключается в вос­питании правильных и затормаживании неправильных навы­ков с помощью специальной системы педагогического воз­действия. Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.

    При их подготовке и проведении логопед должен:

    — сформулировать тему и цель занятия;

    — определить этапы занятия, их взаимозависимость и по­следовательность;

    — постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;

    — разнообразить занятие при помощи игр и игровых при­емов;

    — учитывать зону ближайшего развития ребенка;

    — осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возраст­ных и индивидуальных особенностей;

    — кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям;

    — использовать разнообразный и красочный наглядный материал;

    — уметь создавать положительный эмоциональный фон за­нятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом уве­личения сложности излагаемого материала.

               Не менее важным является развитие фонематического слу­ха и фонематического восприятия. Эта задача может оказать­ся первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций перера­ботки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различение входящих в состав слова фонем.  Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выде­лять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на фор­мирование навыков элементарного звукового анализа и син­теза — неотъемлемая часть коррекционной работы по устра­нению дефектов звукопроизношения.

        Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

       На занятиях логопед большое внимание уде­ляет обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамма­тического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.

        Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти — необходимые условия для успешного и разностороннего обучения детей. А в силу специфи­ческого состояния психических процессов у детей с ОВЗ раз­витие памяти, внимания, мышления, воображения — обязатель­ная составляющая индивидуального логопедического занятия.

        У детей с ОВЗ наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недоста­точной координации пальцев рук, точности и ловкости дви­жений. Целенаправленная работа по развитию мелкой мото­рики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее ис­править дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед дол­жен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой — будут способ­ствовать более эффективной автоматизации звука при сочета­нии их с речевой работой.

    Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:

    •   развитие артикуляционной моторики, формирование пра­вильных артикуляционных укладов;

    •   формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);

    •   развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;

    •   совершенствование лексико-грамматических конструкций;

    •   развитие неречевых психических процессов;

    •   развитие мелкой моторики пальцев рук.

       При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у ребен­ка должен быть стойкий положительный эмоциональный на­строй, который выражается в желании заниматься. Это достига­ется использованием сюрпризных моментов, игровых фрагмен­тов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения и научения превращается в интерес­ную игру. В ходе занятия выстраиваются интересные сюжеты, участниками которых нередко становятся сами дети.

       При составлении конспекта занятия, продумывания его содержания следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия нужно усложнять постепенно, последовательно, в за­висимости от этапа работы над звуком (например, на этапе автоматизации в словах звук сначала должен отрабатываться изолированно, затем в слогах, а потом в словах). При подборе лексического, грамматического материала, игр и упражне­ний на развитие психических процессов необходимо учиты­вать речевые возможности ребенка, т.е. на этапе постановки звука или на этапе автоматизации звука в слогах речевую работу нужно строить на материале сохранных звуков. На дальнейших этапах все речевые упражнения должны вклю­чать отрабатываемый звук.

    Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи — сложный двигательный навык.

    Выработка правильных, полноценных движений артику­ляционных органов и объединение простых движений в слож­ные артикуляционные уклады различных звуков необходи­мы для правильного произношения звуков.

    В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

    Дозировка количества одного и того же упражнения долж­на быть строго индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражне­ний в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мыш­цы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.

    В комплекс основных движений для развития и упражне­ния артикуляционного аппарата входят самые простые и наи­более характерные движения всех органов артикуляции во время речи — губ, челюстей, языка. При коррекции отдель­ных звуков используются специальные комплексы. Принци­пом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.

    Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребенка правильно их применять, т.е. предъяв­лять определенные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, теми, устойчивость перехода от од­ного движения к другому.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie