ОГКОУ "Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения"
г. Фурманов Ивановская обл.
  • Страница учителя-дефектолога

    Учитель-дефектолог- это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с  детьми, испытывающими трудности в обучении. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

    Учитель-дефектолог  входит  в  команду  специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в  образовательном  пространстве. Учитель-дефектолог  является  ее  обязательным  участником,  когда  речь  идет  о возможных трудностях  в  усвоение  академического  компонента  образовательной программы,  недостаточности  в  освоении  различных  видов  деятельности, трудностях переноса академических знаний в собственную жизнь ребенка.

    Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

    1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

    • развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
    • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
    • развитие тактильных ощущений;
    • развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
    • развитие тонкости и целенаправленности движений;
    • развитие кинестетических основ движений;
    • развитие межполушарного взаимодействия;
    • развитие слухо-моторной координации;
    • развитие зрительно-моторной координации;
    • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

    2. Развитие когнитивной сферы учащихся

    • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
    • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
    • развитие тактильной и кинестетической памяти;
    • развитие объема кратковременной зрительной и  кратковременной слуховой  памяти;
    • развитие логичности и гибкости мышления;
    • развитие наглядно-образного мышления;
    • развитие внимания (переключение, устойчивость, распределение, концентрация).

    3. Нормализация ведущей деятельности возраста

    ·         формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

    ·         формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

    ·         формирование желания довести работу до конечного результата;

    4. Формирование пространственно-временных представлений

    • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
    • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
    • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
    • развитие пространственного праксиса;
    • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

    5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

    ·         развитие представлений об основных свойствах предметов;

    ·         формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

    ·         формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

    ·         обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

    6. Формирование ЭМП.

    ·         формирование понятия числа;

    ·         формирование понятия числовой последовательности;

    ·         формирование вычислительных навыков;

    ·         формирование навыка решения задач разного типа;

    ·         формирование понятия о геометрических формах и построениях.

    ·         Формирование понятий «тонкий-широкий», «узкий-еще уже», «большой-маленький»,  «высокий-низкий». «вверх-вниз», «одинаковые», «длинный-короткий», «рядом-далеко» и т.д.
     

    7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

    • регуляция простейших двигательных актов;
    • формирование умения ориентировки в задании;
    • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
    • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
    • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

    8. Обучение грамоте, чтению и письму

    ·         заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;

    ·         актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;

    ·         развитие фонематического слуха и восприятия;

    ·         развитие навыка копирования;

    ·         развитие навыка работать по заданному образцу;

    ·         формирование навыков чтения и письма;

    ·          учить исправлять деформированные предложения.

    9. Обогащение словаря и развитие связной речи

    ·         формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

    ·         формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

    ·         формировать умение узнавать предмет по описанию;

    ·         учить составлять предложение-описание;

    ·         формирование умения составлять рассказ-сравнение  по предметной картинке;

    ·         формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

    Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

    Формы работы учителя-дефектолога


    Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie