Деятельность Службы ППМС-сопровождения позволяет:
реализовать особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков в условиях образовательного процесса;
оказывать содействие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей;
создавать комплексные профилактические и коррекционные программы, направленные на преодоление психолого-педагогических и медико-социальных проблем обучающихся.
Основными принципами работы Службы ППМС-сопровождения являются:
приоритет интересов учащихся; непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
рекомендательный характер оказания помощи и услуг;
работа по методу междисциплинарной команды.
Цели и задачи Службы сопровождения
Цель деятельности Службы ППМС-сопровождения в образовательном учреждении заключается в организации ППМС-сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса диагностических, коррекционных, просветительских мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности учащегося. При этом объектом сопровождения является образовательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития учащегося.
Задачи Службы ППМС-сопровождения:
- защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
- квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития учащегося с целью как можно более раннего выявления учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
- содействие учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов Службы ППМСсопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
- развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, родителей;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения; - психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям), педагогам и воспитателям учащихся, требующих особого внимания специалистов; - консультативно-просветительская работа среди учащихся, педагогов, родителей;
- профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей.
Специалистами Службы сопровождения являются: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог.
Педагог-психолог Службы ППМС-сопровождения образовательного учреждения осуществляет диагностику уровня психического развития учащегося, его эмоционально – личностных особенностей, отклонений в поведении, характера семейных отношений; разрабатывает и осуществляет программу коррекционно – развивающих занятий; при необходимости направляет учащегося на консультацию к другим специалистам; занимается вопросами консультирования, психологической профилактики и психологического просвещения учащихся, родителей и педагогов; осуществляет психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог Службы ППМС-сопровождения образовательного учреждения осуществляет индивидуальную и/или групповую коррекционную работу с учащимися школы; определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефектов, причин их возникновения; осуществляет связь с семьей, с учреждениями здравоохранения, дефектологическими учреждениями для эффективности помощи; оказывает консультационную помощь учителям, родителям по работе с учащимися, имеющими отклонения в развитии.
Социальный педагог Службы ППМС-сопровождения образовательного учреждения осуществляет комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации учащихся; оказывает им социальную помощь; осуществляет связь с семьей, а также с различными органами и организациями – социальными партнерами школы; обеспечивает создание информационно – документальной базы об учащихся «особой педагогической заботы» и «группы риска».